ГлавнаяОб автореЛого-интенсивМакси-вебинарыСтатьиКниги и пособияСотрудничествоКонтакты 

 

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи

Дошкольное воспитание №3 за 1989г. стр. 36 - 40

Научные источники методики

Мелкая моторика – это совокупность координированных движений кистей и пальцев рук. Известный педагог В.А. Сухомлинский (1928-1970г.) писал, что "ум ребенка, истоки его способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал: "Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума". В середине 80-х годов исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской, И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.

Современными исследованиями физиологов установлено, что занятия мелкой моторикой улучшают также: внимание ребенка, его работоспособность, память, творческие возможности. Причина столь обширного влияния кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Установлено, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

Цель методики

Без вспомогательных средств, используя занимательные пальчиковые упражнения в сочетании с речевым сопровождением (стихотворными текстами), активизировать около половины всей двигательной зоны в коре головного мозга, и, тем самым, обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи детей и прочих важнейших психических функций.

Краткое описание методики

Учеными – физиологами установлено, что зона в коре головного мозга, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

Еще ОДНУ ЧЕТВЕРТЬ занимает проекция органов артикуляции. Автор Т.А.Ткаченко предположила, что во время сочетания пальчиковых упражнений с активной речью ребенка, охват моторной зоны возрастает до ПОЛОВИНЫ, а значит, заметно увеличивается развивающий эффект от занятий.

Начиная с 1983 года, когда впервые были опубликованы данные о положительном влиянии пальчиковых упражнений на речь ребенка, логопед Т.А.Ткаченко начала заниматься развитием мелкой моторики с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения. Учитывая высокую плотность занятий логопеда в детском саду и загруженность воспитателей, автор искала подходящий режимный момент, чтобы сделать пальчиковые упражнения фронтальными, регулярными и результативными, а также не требующими специальной атрибутики.

Оптимальным оказалось использование физминуток на занятиях логопеда и тех занятиях воспитателя, где дети мало двигаются (развитие речи, ИЗО, математика).

Было установлено – если пальчиковую гимнастику проводить стоя, примерно в середине занятия, сопровождать ее стихотворными текстами, то она не потребует дополнительного времени от педагогов, и послужит двум важным целям одновременно: развитию мелкой моторики и речи. Кроме того, динамическая пауза поможет детям снять статическую нагрузку, связанную с сидением, повысить работоспособность и активность.

Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных физминуток - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В настоящее время автором составлено более 100 подобных миниатюр, то есть занимательных стихотворений с описанием соответствующих пальчиковых движений.

Коррекционное значение методики

Многолетний опыт подтверждает, что у 80-ти процентов детей с различными проблемами развития (нарушение речи, СДВГ, дефекты опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития и пр.) движения пальчиков слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный, то есть для этой категории дошкольников, посещающих ДОУ, данная методика имеет особую значимость.










Дошкольное воспитание №3 за 1989г.
 Ткаченко Татьяна Александровна, ИНН: 772903469753 || Пользовательское соглашение